*

      дату осмотра, должности и фамилии лиц, участвующих в осмотре, фамилии, имена и отчества водителей и понятых, а в содержательной части - описание всех обнаруженных элементов места происшествия:
          o

            участков дорог или улиц с указанием названий, с их проезжей частью, тротуарами и обочинами;
          o

            размеров и формы пересечения, ширины и разметки проезжей части, рядности движения, значимости дорог;
          o

            характеристики обочин, кюветов, разделительных полос, бордюров, тротуаров, пешеходных тропинок, дорожного покрытия, его состояния - влажное, сухое, обледенелое; особенностей - колеи, ямы, бугры; окружающих объектов - деревья, сараи, ларьки; неподвижных препятствий на дороге - ямы, бугры, "волны" на асфальте;
          o

            объектов, являющихся результатом ДТП, - автомобилей, их положения на местности и взаимного; точного места столкновения, его геометрических параметров относительно осевой линии и границ проезжей части (принятое к расследованию положение места столкновения часто решающим образом сказывается на установлении виновного);
          o

            средств организации движения - линий разметки, дорожных знаков, светофоров, указателей; расположения имеющих отношение к происшествию дорожных знаков, возможности увидеть их при движении с места водителя перед происшествием, зоны их действия;
          o

            состояния погоды и видимости в момент осмотра; положения солнца, видимости и обзорности с места водителя;

Кроме того, в протоколе:

    *

      фиксируют все размеры и расстояния, имеющие значение для расследования; в случае сомнения в правильности указанных данных эксперт должен потребовать у назначившего экспертизу лица точные сведения;
    *

      перечисляют предметы, изъятые с места ДТП;
    *

      указывают действия по фиксированию обстановки на месте ДТП и изъятию предметов - изготовлялись ли слепки отпечатков протектора, фотографировалось ли место происшествия;
    *

      излагают заявления по существу осмотра, поступившие от водителей, очевидцев, потерпевших, специалистов и понятых;
    *

      указывают время начала и окончания осмотра.

Важно обнаружить и зарисовать следы движения транспортных средств, пока они не уничтожены проезжающим транспортом, лучше всего сфотографировать с разных точек. При зарисовке следов обязательно отмечают место перехода отпечатков протектора в следы скольжения при торможении или заносе, начало и длину каждого вида следов - сплошных, прерывистых, скользящих, их интенсивность, расположение на соответствующей части дороги по ширине, а также различия в следах каждого колеса. Следы торможения от их начала до оси задних колес измеряют с указанием размеров каждого участка, отличающегося по характеру следа, в том числе и из-за различного качества покрытия. Длина следов торможения является базой расчета скорости движения автомобиля.

Протокол подписывают лица, производившие осмотр и участвовавшие в осмотре: водители, специалисты и др.

Схема ДТП составляется инспектором ГИБДД по возможности точнее с использованием измерительных инструментов, на основании данных осмотра места происшествия, показаний его очевидцев и участников. На схеме наносится положение автомобилей, объектов соударения, окружающей обстановки, протяженности и направления тормозного пути. Схема должна обеспечить качественную экспертизу и правильное воспроизведение ситуации ДТП при следственном эксперименте.

Схема фиксирует координаты транспортных средств и пешеходов после происшествия и их примерное положение перед происшествием, а также траекторию движения. Для точного представления о размерах объектов и расстояний схема должна быть выполнена в масштабе. Графическое изображение необходимо сопроводить пояснениями о климатических условиях, состоянии уличного освещения и видимости дороги.

Особое внимание уделяют положению предметов, ограничивающих обзорность дороги с места водителя: домов, деревьев, стоящих транспортных средств. Точно определить расположение транспортного средства на проезжей части при экспертизе можно только в том случае, если его изображение на схеме "привязано" к постоянным неподвижным ориентирам: километровому указателю, зданию, столбу, дереву.

На схеме указывают размеры:

    *

      один размер параллельно осевой линии дороги - от переднего или заднего моста транспортного средства до избранного ориентира;
    *

      два размера перпендикулярных осевой линии дороги, - от осей передних и задних колес или от передней и задней габаритных точек до границы проезжей части.

В каждом конкретном случае могут быть выбраны свои ориентиры на мести ДТП: бордюр, столб и т. п. - и характерные точки на транспортном средстве; ступицы колес, буксирный крюк и т. п.

Если кромка проезжей части из-за износа покрытия или снега четко не просматривается или отсутствует (на грунтовых дорогах), то перед замерами на местности проводят базовую линию.

Между двумя заметными неподвижными ориентирами натягивают ленту рулетки или шнур и все расстояния замеряют от полученной линии, которую называют базовой. Базовая линия позволяет точно зафиксировать объекты сложной конфигурации, кривизну криволинейного участка дороги и тормозного следа.

Базовую линию разбивают на доли равной длины - 1 м, от концов долей и замеряют расстояния до объектов. Схема и протокол осмотра места ДТП должны содержать ясные характеристики следов колес на покрытии. Если характеристику следа трудно описать целиком, т. к. по нему видны и качение, и юз, и занос, то замеряют длину всех характерных участков следа и описывают каждый.

Схема не всегда объективно отражает обстоятельства ДТП. Одна из причин - на месте происшествия обычно составляют лишь эскиз схемы,. а оформляют ее окончательно на посту ГИБДД, иногда значительно позже, причем ряд деталей восстанавливают по памяти. Другая причина - на схеме предметы изображают в плане, в то время как участники и свидетели ДТП видели их каждый в своем ракурсе и их восприятие различно. Эти причины приводят к ошибкам в схеме и к неверным выводам эксперта.

Фотосъемкой фиксируют общий вид местности в зоне ДТП и наиболее важные объекты - поврежденную часть автомобиля, тело погибшего, вошедшие в кадр общего плана. Детальной съемке подвергают объекты, которые могут стать вещественными доказательствами: части тормозов и рулевого управления, протектор шины, разбитые фары, а также следы шин, повреждения дорожного покрытия и транспортных средств, вмятины на кузове.