На зимний период приходится всплеск количества ДТП, в том числе с участием одного и более автомобилей. Обильный снегопад в январе этого года, неоперативность дорожных служб, неуменьшающийся транспортный поток, сложные погодные и дорожные условия стали причиной такого количества столкновений, наездов, опрокидываний и съездов в кювет, что загруженность работников ГАИ, а затем и специалистов экспертно-консультационного центра (тел: (8469) 29-66-06; 48-62-64) в разборе этих происшествий была предельной.
          Стала устойчивой тенденция нарастания интенсивности транспортных потоков от зимы к зиме. Если в прежние годы количество машин на дорогах в зимнее время явно было меньше, так как владельцы не хотели эксплуатировать свои машины в напряженных условиях или боялись скользких дорог, то современных деловых людей без транспорта представить невозможно.
          Все бы это было не так серьезно, если бы за руль не сели тысячи малоопытных, но крайне самоуверенных водителей, от которых и на сухом покрытии можно ожидать сюрпризов, тем более на скользких зимних дорогах.
          Наложение этих двух тенденций может свести на нет все усилия служб ГАИ, направленные на улучшение дорожно-транспортных ситуаций и снижение травматизма на дорогах. Положительные тенденции в статистике ДТП можно ожидать при соответствующих финансовых затратах, оргтехмероприятиях, профилактике и т.д.
          Чем же был характерен пиковый период в отношении ДТП? На первое место, на наш взгляд, следует поставить наезды и столкновения с задней частью затормозившего перед светофором перекрестка или пешеходного перехода автомобиля. Причиной таких столкновений является несоблюдение водителями безопасной дистанции до впереди идущего автомобиля. В одном из наших выпусков мы приводили даже расчетные зависимости для определения этой дистанции.
          При гололеде на асфальте и разных скоростях движения водитель должен держать дистанцию не меньше:

при 20 км/ч – 5.0 м

30 км/ч – 7.5 м

40 км/ч – 10 м

50 км/ч – 12.5 м

60 км/ч – 15 м

70 км/ч – 17.5 м

Это при условии, что оба автомобиля однотипны и имеют шипованные колеса. Если же только передний автомобиль имеет "шиповку", то дистанцию следует увеличивать и держать ее не меньше:

при 20 км/ч – 7.5 м

30 км/ч – 13.5 м

40 км/ч – 20 м

50 км/ч – 30 м

60 км/ч – 40 м

70 км/ч – 50 м

          В Тольятти наиболее напряженными магистралями являются Автозаводское и Южное шоссе, ул. Лесная, К. Маркса, Тополиная и др. Здесь зафиксировано немало ДТП с наездом на машину сзади. Количество происшествий было бы меньше, если бы дорожные службы регулярно перед светофорами перекрестков и пешеходных переходов проезжую часть посыпали песком с соответствующими добавками, как это практикуется у остановок общественного транспорта. Это позволило бы снять остроту данной проблемы.

К участкам повышенной опасности для движения машин следует отнести кольцевые развязки на дорогах, перекрестки, закругления проезжей части и т.п., где из-за действия центробежной силы происходит боковой занос автомобиля.

          Так, водитель "ВАЗ-2110" Иванов, поворачивая по Южному шоссе от 5-й проходной к НТЦ ВАЗа на высокой скорости, в правом ряду вызвал занос машины в соседний левый ряд и столкновение с автобусом. От удара машина завертелась, и в нее ударился попутный автомобиль "Нива".

          Приведем несколько значений критических скоростей движения на повороте радиусом R при гололеде или накатанном снеге (коэффициент сцепления jу= 0,1...0,2). Скорость заноса может быть определена по формуле:

Радиус поворота (R), м

Скорость (Vзан), км/ч

jу = 0,1

jу = 0,2

10

11,3

15,9

15

13,8

19,5

20

15,9

22,5

25

17,8

25,2

30

19,5

27,6

35

21,0

30,0

40

22,5

32,0

          При больших значениях скоростей движения произойдет занос автомобиля во внешнюю сторону с последствиями, зависящими от загруженности транспортом поворота.

          К числу наиболее опасных дорожных ситуаций следует отнести также обгон транспорта с полным или частичным выездом на встречную полосу. Середина проезжей части долгое время остается с накатанным снегом, движение по которой с высокой скоростью, требуемой для обгона, может вызвать потерю водителем устойчивости и управляемости.

          Таких случаев немало, и вот один из них. Водителя автомобиля "ДЭУ Эсперо" Кострова не устраивала скорость транспортного потока по Автозаводскому шоссе около 60 км/ч. Он выехал на середину проезжей части, развил скорость не менее 80 км/ч, но не справился с управлением и столкнулся на встречной полосе с автомобилем "ВАЗ-21099". Только по чистой случайности обошлось без жертв. Рецепт от таких происшествий один – воздерживаться от обгонов с выездом на скользкую середину проезжей части вблизи встречного транспорта.

          Можно привести несколько практических рекомендаций водителю для предотвращения происшествий при движении по скользким покрытиям:

    * не тормози резко, не выжимай сцепление;
    * используй прерывистое торможение;
    * не бросай резко педаль газа для торможения двигателем;
    * перед поворотом снижай скорость, после поворота не газуй;
    * без необходимости не крути руль;
    * при обгоне, опережении, объезде другого транспорта держи побольше боковой интервал;
    * держись на безопасной дистанции от впереди идущей машины.

          Опасные дорожные ситуации возникают и в другое время года, в том числе и в сухое лето. Последствия ДТП, происходящих из-за дорожных условий в летнее время, могут быть более тяжелыми, так как они происходят для водителей совершенно неожиданно и при высоких скоростях. Приведу некоторые примеры ДТП из практики ЭКЦ, в разборе которых участвовали наши специалисты.

          Особенно запомнился случай, произошедший из-за халатности водителя экскаватора, имеющего гидравлическое управление. В жаркий июльский день при следовании по Обводной дороге ВАЗа между Санчелеевской и Хрящевской автодорогами из гидросистемы экскаватора вылилось около 700 литров масла. Оно разлилось тонким незаметным слоем на большой площади и стало местом заноса нескольких машин.
          Первый автомобиль, попавший на этот участок, был вынесен на правую обочину с ударом в опору ЛЭП, и только благодаря тому, что водитель соблюдал ПДД и двигался по правому ряду. Вторая машина улеглась рядом, и водитель отделался в основном испугом. Двигавшийся сзади "Москвич" был в левом ряду, имел высокую скорость, а поэтому оказался на встречной полосе. Водитель встречной машины пытался свернуть влево, но удар пришелся в правую переднюю дверь, а сидящий на этом месте пассажир погиб на месте происшествия. Всего в данном ДТП смертельные травмы получили два человека, а четверо – серьезные повреждения. Весь последующий транспорт объезжал данный участок уже по встречной полосе.

          Перечисленные в примере происшествия могли бы не произойти, если бы водитель экскаватора Нефедов, вместо того чтобы покинуть место разлива масла, обозначил опасный участок, перекрыл бы его экскаватором, попросил водителей вызвать работников милиции. Стараниями ГАИ виновник этих происшествий был найден и впоследствии предстал перед судом.
          В некоторых дорожных происшествиях поведение водителей определялось их уровнем профессиональной и теоретической подготовки. Приведу один пример, запомнившийся своим трагическим исходом.

          Водитель автомобиля "ЗИЛ-ММЗ-555" Красиков двигался по Обводной дороге ВАЗа в районе Васильевских озер по левому ряду. Впереди по правому ряду двигался автобус "ЛиАЗ". Когда до него оставалось 10 м (см. рис.), водитель автобуса резко принял влево для объезда стоявшего у обочины грузового автомобиля. Красиков, во избежание столкновения с ним, принял влево с выездом левыми колесами на мокрую грунтовую разделительную полосу и затормозил. Из-за неравных тормозных сил на сухом асфальте дороги и мокром грунте автомобиль "ЗИЛ" развернуло поперек дороги и опрокинуло. Под действием силы инерции, в том числе массивного пассажира, водитель был выброшен из кабины и попал под опрокинувшийся самосвал. И что совсем невообразимо – 15 м грузовик скользил на боку с находящимся под автомобилем водителем. Пока дождались автокрана, чтобы поднять самосвал, водитель скончался. Водитель автобуса был привлечен к уголовной ответственности за создание аварийной ситуации, так как это было на виду многих очевидцев. Но и водитель самосвала внес свою лепту в развитие данной ситуации в столь трагическом направлении.

          Из этой дорожной ситуации следует:

    * не прибегайте к резкому торможению на участках дорог, где покрытие под левым и правым колесами имеет отличающееся сцепление;
    * не выезжайте на такие участки с большой скоростью;
    * не практикуйте съезды на мокрые грунтощебеночные обочины, а главное, постоянно и критически оценивайте дорогу в направлении Вашего движения, соизмеряйте свои действия с состоянием дорожного покрытия!

          По мере выхода наших статей и рабочих контактов с участниками ДТП, особенно с тяжкими последствиями, для нас появилась новая проблема – психологического преодоления водителем стресса, вызванного этим происшествием. Оказывается, что водители, побывавшие в серьезном происшествии, не сразу в состоянии возобновить управление автомобилем. Это совершенно специфический вопрос, и ЭКЦ для реабилитационной работы пригласил специалиста-психолога. Полагаем, что с его участием процесс возвращения к нормальному психологическому состоянию водителей, побывавших в ДТП ускорится.